«Металл-Столица». Продажа, ремонт и модернизация металлообрабатывающих станков и оборудования. Обработка и изготовление изделий из металла.

Восстановление деталей склеиванием при ремонте металлообрабатывающего оборудования

Восстановление деталей склеиванием при ремонте металлообрабатывающего оборудования
Для склеивания металлических частей обычно применяют чистый карбинол, доведенный до состояния густой массы, что необходимо для ускорения затвердения, так как процесс затвердения жидкого клея длится до 2 месяцев. Чугунные и стальные детали можно склеивать и восстанавливать карбинолом, имеющим целый ряд заполнителей в виде портландского цемента, железного порошка и др. Временное сопротивление на разрыв 200—280 кГ/смг при склеивании чистым карбинольным клеем и 170 -180 кГ/см2 при склеивании с добавлением в клей цемента. Сушка деталей происходит при температуре от 15 до 60°С. Если сушить детали при более высокой температуре, механические свойства клея ухудшаются. Максимальный нагрев деталей, восстановленных карбинольным клеем, допускается до 200 °С, так как выше этой температуры клей разрушается.

Предложены и применяются в производстве следующие марки клея: БФ2, БФ4 и БФ6 в зависимости от их назначения. Если требуется создать теплостойкость шва детали при работе в кислотной среде, то применяют клей марки ВФ2, а при работе в щелочной среде — клей марки БФ4. При восстановлении деталей, которые при работе переносят виброконтактную нагрузку и удары, применяют клей марки БФ6. Технология подготовки детали к склеиванию заключается в следующем: 1) деталь обезжиривают спиртом, бензином, ацетоном, а чугунные детали подогревают до 200—250°С для удаления масла из пор; 2) в крупных деталях вырубают канавки и заливают клеем трещины по канавке. Зазор между склеиваемыми частями деталей не должен превышать 0,3 мм. При склеивании внахлестку или встык слои клея наносят равномерно на обе поверхности.

Эксплуатация деталей после склеивания допускается после 3 суток. Клей БФ2 затвердевает при температуре 120—200°С в течение 1—3 ч; БФ4 — при температуре 60—90°С в течение 3—4 ч, а клей БФ6— в течение 15—16 ч при температуре 150—200 °С. Эпоксидный клей, получаемый из Синтетической эпоксидной смолы, применяют при ремонте станков и восстановлении деталей, как и карбинольный клей и клей БФ. Дли увеличения механической прочности склеивания деталей в его состав вводят какой-нибудь наполнитель — цемент, окись алюминия, фарфоровую муку и др. Эпоксидный клей по стойкости и эластичности; имеет свойства карбинольного клея и БФ. В то же время усадка его при отвердевании будет значительно меньшей, а это очень важно при склеивании поверхностей деталей, когда их точная пригонка невозможна.

Перед склеиванием эпоксидным клеем поверхность обрабатывают на станке, затем зачищают и обезжиривают авиационным бензином, ацетоном или спиртом» насухо вытирают тряпкой и наносят слой клея толщиной до 0,1 мм. Нанесенный клей подсушивают при определенном режиме, совмещают склеиваемые поверхности и сжимают их, при этом излишний клей удаляют, после чего проверяют качество шва, и деталь можно подвергать механической обработке. Поверхности чугунных деталей склеивают после более тщательного обезжиривания, в процессе которого удаляется поверхностный слой графита, препятствующий прочному соединению клея с металлом. Для этой цели детали помещают в ацетон, спирт или другой растворитель на 20 мин с последующим высушиванием. Процесс склеивания деталей не должен превышать 30 мин, так как возможно появление окислов на их поверхности.

Примеры применения клея при ремонте
При капитальном ремонте металлорежущих станков изношенные направляющие плоскости салазок обрабатывают строганием или другим методом. После этого с помощью клея БФ2. направляющим крепят металлические или пластмассовые накладки толщиной, равной величине износа и снятого слоя. Соединение накладок с направляющей плоскостью салазок осуществляется в следующей последовательности. На поверхности, подлежащие склеиванию, наносят тонкий слой клея и выдерживают в течение 1 ч при температуре 20 °С, затем подогревают до 50-60 °С в течение 15 мин. После остывания еще раз покрывают тонким слоем клея, детали соединяют, зажимают струбцинами и в собранном виде нагревают до температуры 120 °С и при этой температуре выдерживают 3—4 ч. Остывшую деталь освобождают от струбцин и производят механическую обработку. Для склеивания тонкостенных втулок и других деталей, процесс сварки которых затруднен, применяют эпоксидный клей.

Механическая прочность клеевого соединения зависит от качества подготовки склеиваемых поверхностей. Максимальный зазор не должен превышать 0,05 мм. С помощью эпоксидного клея производится также ремонт фрикционных муфт. Тонкостенные втулки фрикционных муфт устанавливают в корпусе на эпоксидном клее и после его отвердения растачивают до нужного размера. Восстановление изношенных шеек шпинделя при помощи эпоксидного клея выполняется в следующей последовательности. Изношенные шейки протачивают на 2,5—3 мм, изготовляют две втулки, имеющие наружный диаметр на 0,2—0,3 мм больше окончательного размера шпинделя, внутренний диаметр на 0,05 мм больше проточенных шеек шпинделя, чтобы обеспечить зазор между шпинделем и втулкой.

Смазанные эпоксидным клеем шейки шпинделя и внутренние поверхности втулок насаживаются и после отвердения клея шпиндель шлифуют до нужных размеров. Поверхности столов строгальных, фрезерных, шлифовальных и других станков, имеющие большие забоины или надломы, ремонтируют при помощи постановки накладок на эпоксидном клее. Обычно эти забоины или надломы углубляют, придают им правильную геометрическую форму и по обработанной поверхности пригоняют накладку с толщиной на 0,1—0,7 мм больше глубины паза. Смазанные поверхности наклади и паза соединяют, а для лучшего сопряжения на накладку устанавливают груз. После отвердения клея стол подвергают механической обработке.