«Металл-Столица». Продажа, ремонт и модернизация металлообрабатывающих станков и оборудования. Обработка и изготовление изделий из металла.

Эксплуатация и ремонт оборудования автоматических и поточных линий

Эксплуатация и ремонт оборудования автоматических и поточных линий
Автоматическая линия — это комплекс основного, вспомогательного и подъемно-транспортного оборудования, выполняющего различные операции без участия человека в определенной технологической последовательности и с определенным ритмом. При этом имеется общее управление технологическими и транспортными операциями. Поточная линия — это комплекс основного, вспомогательного и подъемно-транспортного оборудования, машин и механизмов, в котором операции обработки или сборки выполняются с участием человека и закреплены за определенным рабочим местом. При этом рабочие места и оборудование расположены в соответствии с технологической последовательностью выполнения операций.

Правильная организация ремонта и эксплуатации оборудования, установленного в потоке автоматических линий, имеет очень важное значение, так как выход из строя или кратковременная остановка одного агрегата могут привести к остановке всей линии и временному прекращению выпуска продукции. Для автоматических и поточных линий необходима тщательная подготовка к проведению ремонта, а именно: образцовая организация чертежного хозяйства; обязательная технологическая подготовка ремонтов; наличие запасных деталей и узлов в необходимом количестве и нужной номенклатуры. Особое внимание при эксплуатации автоматических станков и лилий необходимо уделить работе смазочных систем, чистоте применяемых смазочных материалов, с тем чтобы обеспечить смазку механизмов более надежно, чем это имеет место для обычных станков. Организация ремонта и эксплуатации линий определяется их разнообразной структурой и конструктивными особенностями, зависящими от назначения и условий работы.

Автоматические линии, состоящие из агрегатных, специальных или специализированных станков, для более полного использования оборудования и уменьшения простоев делятся на участки, представляющие собой ряд машин, расположенных между бункерными устройствами (для создания заделов) и работающие в общем взаимодействии. По этому признаку автоматические линии бывают одно- и многоучастковыми. При организации ремонтных работ следует учитывать: технологическое назначение оборудования; структуру линий и систему управления, координирующую работу оборудования и участков линии; конструктивные особенности отдельных агрегатов, встроенных в участки (одно- или многопозиционные агрегаты, агрегаты с механическим и гидравлическим приводом и т. д.); сложность агрегатов; сменность работы линии и др.
Так как при эксплуатации автоматических линий наблюдается разновременная потеря работоспособности отдельных агрегатов и инструментов, остановка одного агрегата вызывает в ряде случаев простои всего участка линии. Поэтому правила эксплуатации оборудования автоматических линий предусматривают: тщательное выполнение работ, выявленных ежедневным межремонтным обслуживанием (в частности, очистка агрегатов от стружки и грязи, смазка агрегатов согласно картам смазки); устранение дефектов отдельных механизмов и их регулирование; наблюдение за исправностью режущего инструмента и осуществление периодической (по графику) его замены; периодическую проверку качества пооперационной обработки.
Ремонт оборудования автоматических линий должен производиться при наименьших простоях, например, узловым методом. Осмотровые операции, промывка отдельных узлов, проверка точности агрегатов должны проводиться без простоев в нерабочее время оборудования и выполняться наладчиками и ремонтными слесарями.

В зависимости от расположения агрегатов в линии рекомендуется следующая организация ремонтных работ.
На одно участковых линиях:
1. С последовательно расположенным оборудованием. Малый и средний ремонты целесообразно производить в нерабочие дни, ремонт агрегатов — с учетом условий производства и состояния агрегатов. Ремонт выполняют слесари цехового механика с привлечением в случае необходимости слесарей ремонтно-механического цеха. Капитальный ремонт оборудования производят в рабочее время слесари ремонтно-механического цеха с привлечением наладчиков, обслуживающих данную линию.
2. С несколькими параллельно работающими агрегатами. Малый и средний ремонты целесообразно производить в рабочее время с остановкой одного из параллельно работающих агрегатов участка. Ремонт агрегатов выполняют слесари цехового механика или ремонтно-механического цеха. Капитальный ремонт с остановкой линий в рабочее время производят слесари ремонтно-механического цеха с привлечением наладчиков, обслуживающих данную линию.

На многоучастковых линиях:
1. С последовательным расположением оборудования. Малый и средний ремонты целесообразно выполнять по участкам одновременно всех агрегатов. Ремонт производится силами слесарей ремонтно-механического цеха с привлечением наладчиков, обслуживающих данную линию.
2. С параллельным или комбинированным расположением оборудования. Малый и средний ремонты целесообразно производить в рабочее время, останавливая для ремонта по одному из агрегатов участка. Ремонт агрегатов выполняют слесари цехового механика. Агрегаты участка, которые не имеют дублеров, ремонтируют по выходным дням и в нерабочее время.

Ремонт общих транспортных средств производят слесари цехового механика по выходным дням и в нерабочее время. Капитальный ремонт оборудования этих линий целесообразно производить следующим образом: ремонт агрегатов параллельно работающего оборудования производят последовательно с учетом условий производства и состояния агрегатов в ремонтно-механическом цехе; агрегатов, не имеющих дублеров, в выходные дни силами слесарей ремонтно-механического цеха с привлечением наладчиков. Если представляется возможность создать задел, обеспечивающий бесперебойную работу остальных участков линии, то ремонт производят в рабочее время силами слесарей ремонтно-механического цеха. Рекомендуется до начала разборки проверить точность агрегатов. Рабочее место бригады ремонтных слесарей должно быть организовано вблизи ремонтируемых объектов и оснащено приспособлениями и подъемно-транспортными механизмами.