«Металл-Столица». Продажа, ремонт и модернизация металлообрабатывающих станков и оборудования. Обработка и изготовление изделий из металла.

Смазка станков

Смазка станков
В процессе работы между двумя сопрягающимися поверхностями (например, вал и подшипник) и находящимся между ними смазочным материалом возникает трение. Вследствие трения на поверхностях трущихся деталей появляются отдельные перегретые зоны, а также молекулярные химические и структурные процессы, которые изменяют качество материалов сопрягаемых слоев. Структуры металла в поверхностных слоях и внутренних частях деталей имеют существенные различия. На поверхностях деталей происходят разнообразные адсорбционные процессы. В масляный слой подшипника проникает кислород воздуха, который окисляет поверхность шейки вала, образуя на ней тонкие пленки окислов. Содержащееся в смазочном масле незначительное количество кислот действует в процессе работы на феррит. Если оборудование работает на повышенных режимах и с недостаточным поступлением масла, отдельные зоны сопрягаемых деталей перегреваются.

Попавшее на перегретые зоны масло разлагается, выделяя при этом углерод, который соединяется со свободным ферритом шейки. Поверхность шейки науглероживается, а при попадании в зону обильной смазки происходит закалка и, наоборот, при попадании в зону нагрева происходит отпуск. Попадание воды на трущиеся поверхности вызывает образование окислов железа.

Например, если применяемая эмульсия бедна по концентрации (наличие избытка воды), то на поверхности направляющих станины через несколько часов можно обнаружить следы коррозии. Масляная пленка прочно охватывает поверхность детали и сопротивляется даже высоким давлениям при работе в нормальных условиях.

Но если нагрев деталей увеличивается и достигает 220 °С, масляная пленка разрушается, износ трущихся поверхностей увеличивается — происходит схватывание или заедание трущихся поверхностей, которое приводит к катастрофическому износу сопрягаемых деталей. В данном случае мы наблюдаем процесс сухого трения. В жидкостной фазе масляный слой разделяет трущиеся поверхности деталей станков и уравновешивает приложенную нагрузку.