«Металл-Столица». Продажа, ремонт и модернизация металлообрабатывающих станков и оборудования. Обработка и изготовление изделий из металла.

Ремонт зубчатых и червячных передач станков

Ремонт зубчатых и червячных передач станков
Типовыми неисправностями в зубчатых передачах являются: износ рабочих, и торцовых поверхностей зубьев, выкрашивание и поломка зубьев, ослабление посадочных отверстий, трещины на ободе. Эти дефекты определяют измерением и внешним осмотром. Так, износ зубьев зубчатых колес измеряют штангензубомером. Этот инструмент имеет две шкалы, перпендикулярные одна другой. Закрепив упор с нониусом, устанавливают штангензубомер на окружность выступа зуба и сдвигают губки до соприкосновения с профилем зуба. По шкале отсчитывают размер изношенного зуба. Разность между толщиной нового зуба и фактической толщиной, измеренной штангензубомером, и есть величина износа зуба. Методы ремонта зубчатых колес передачи выбирают в зависимости от назначения передачи, класса точности и условий производства.

У неответственных зубчатых колес металлорежущих станков трещины на ободе колеса заваривают или ремонтируют путем установки накладок. Изношенные зубья неответственных, зубчатых колес восстанавливают наплавкой металла с последующей механической обработкой. Наплавку производят предварительно тем же металлом, из которого изготовлено колесо, а поверх слоем от 0,5 до 1,5 мм твердого сплава (сормайта, сталинита) с последующим шлифованием. Колеса с выломанными зубьями ремонтируют в крайних случаях и только незакаленные и тихоходные. Ремонт таких колес выполняют различными способами. Отдельные выломанные зубья можно заменить новыми, наплавленными электродуговой и газовой сваркой. Для этого по длине зуба сверлит и нарезают отверстия, в которые ввертываются шпильки. Ввернутые шпильки образуют основу зуба, которую со всех сторон наплавляют электродуговой сваркой и затем обрабатывают, образуя рабочий профиль зуба. Зубчатые колеса, имеющие износ зубьев с одной стороны (в зависимости от условий работы передачи), ремонтируют путем поворачивания.

Смена зубчатого венца или всего колеса применяется при ремонте зубчатых колес средне- и высокоскоростных закрытых передач (редукторов, коробок скоростей и т. п.), высокие удельные давления на рабочих поверхностях которых не допускают применения способов восстановления изношенных зубьев. При значительном износе одного зубчатого колеса при ремонте зубчатой передачи рекомендуется заменять второе колесо. В исключительных случаях разрешается заменять только малое колесо, если его диаметр в несколько раз меньше диаметра большего колеса.

В червячной передаче основная форма износа - истирание витков червяка и зубьев червячного колеса, причем червяк изнашивается значительно быстрее. Ремонт червячных передач осуществляется поворачиванием червяка и червячного колеса, сдвиганием червяка вдоль оси, заменой элементов передачи. Поворачивание червяка и червячного колеса применяют для нереверсивных передач в случаях, когда конструкция передачи допускает его. Сдвигание червяка вдоль оси основано на том, что в работающем червяке витки изнашиваются неравномерно. Наибольшему износу подвергаются витки, расположенные вблизи осевой плоскости колеса. Учитывая это вводят в зацепление другие витки путем смещения червяка.

У червячных колес, изготовленных из цветных сплавов, с целью экономии сплавов и снижения стоимости ремонта можно протачивать ступицу под новый зубчатый венец. После напрессовывания новый зубчатый венец закрепляют винтами, протачивают и нарезают зубья. Замена элементов передачи наиболее распространенный способ ремонта червячных передач. В червячных передачах с закаленным червяком заменяют обычно венец червячного колеса, а в передачах с незакаленным червяком заменяют по мере надобности и венец колеса, и червяк. В зависимости от назначения передач зубчатые колеса проходят термическую обработку и упрочнение. Из существующих способов поверхностного упрочнения рабочих поверхностей зубьев зубчатых колес можно отметить поверхностную закалку т. в. ч. и кислородно-ацетиленовым пламенем.