«Металл-Столица». Продажа, ремонт и модернизация металлообрабатывающих станков и оборудования. Обработка и изготовление изделий из металла.

Специфические требования к поставщику IT-решений

Специфические требования к поставщику IT-решений
Первое и главное требование к поставщику IT-решений - решение должно быть комплексным, охватывающим все аспекты деятельности предприятия. Рассмотрим это требование на примере связки КБ и авиационного завода. Проект самолета первоначально разрабатывается конструкторским бюро, после чего документация поступает на завод - зачастую в "бумажном виде", хотя сейчас всё больше проектов выполняется в трехмерном цифровом виде. Это уже само по себе огромный плюс, но необходимо двигаться дальше. Куда и как?

Куда — к параллельному инжинирингу (совместная работа специалистов конструкторского бюро и специалистов завода, конструкторов и технологов, начиная с самых ранних этапов проекта). Как - создавая единую информационную платформу для специалистов конструкторского бюро и завода. Такой платформой может быть система по управлению данными об изделии, обеспечивающая управление данными цифрового макета самолета на всех Этапах его жизненного цикла. При таком подходе помимо технических сложностей (опыт решения которых имеется, в частности, у известных авиационных корпорации Hoeing и Airbus) существует еще одна проблема, которую можно сформулировать как управление интеллектуальной собственностью.

Исторически сложилось, что авиастроительные КБ и заводы зачастую являются предприятиями разных форм собственности и разных собственников, поэтому передавать друг другу, в ходе совместной работы, свои наработки на безвозмездной основе им смысла нет. Тем более, что в ряде случаев они вполне могут оказаться конкурентами по другим проектам. И здесь не лишним будет обратиться к опыту ведущих авиационных фирм, поскольку проект создания современного гражданского самолета объединяет в одной команде значительное количество компании, которые вне этого проекта ведут друг с другом жесткую конкурентную борьбу за заказы на "одной поляне".

Разрешается этот конфликт, с одной стороны, за счет точного формулирования содержания интеллектуальной собственности, а с другой стороны - за счет грамотной организации прав доступа к данным партнеров, четкого формулирования этих принципов и контрактах (то есть путем обеспечения юридической защиты). Указанную задачу целесообразно решать с привлечением консалтинговой фирмы, имеющей опыт организации работ территориально распределенных рабочих групп. Становится очевидным, что проблема может быть решена только в комплексе.

Сегодня предпринимаются попытки пронести разграничение консалтинга на специфические области:
• управленческий консалтинг, ориентированный на повышение эффективности бизнеса, зачастую -через модернизации) финансового управления и отчетности;
• инженерный консалтинг, ориентированный на повышение эффективности производственной инфраструктуры за счет внедрения инновационных технологий и оборудования;
• IT-консалтинг, ориентированный на повышение эффективности IT-инфраструктуры предприятий.

По нашему мнению, такое разделение является условным и обусловлено оно, во многом, набором специфических компетенций (специалисты и методики) компаний, представленных на российском рынке консалтинговых услуг. На самом же деле авиастроительным предприятиям (и разрабатывающим изделия, и выпускающим конечную продукцию, и поставляющим комплектующие) необходим консалтинг по всем основным бизнес-процессам верхнего уровня, реализуемым на предприятии. На основе проделанного с помощью профессиональных консультантов анализа можно точно сформулировать цели и задачи предприятия, выстраивать систему бизнес-процессов и, в конечном счете, перестраивать всю идеологию бизнеса.