«Металл-Столица». Продажа, ремонт и модернизация металлообрабатывающих станков и оборудования. Обработка и изготовление изделий из металла.

Замедление роста производства в российском автомобилестроении

Замедление роста производства в российском автомобилестроении
Несмотря на торможение роста, продолжает вносить максимальный вклад в суммарную положительную динамику машиностроения (более 40%). Кроме того, автомобилестроение по-прежнему лидирует по темпам роста среди всех отраслей промышленности. В целом объем выпуска продукции в российском автомобилестроении (производство легковых автомобилей, грузовых автомобилей, автобусов) увеличился в январе-нюне 2011 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, по данным Росстата, на 64.3% до 922.5 тыс. машин, достигнув рекордного исторического результата. Оценка АСМ-Холдинга сопоставима с оценкой Росстата - рост производства автомобильной техники составил по итогам полугодия 65% до 926.6 тыс. единиц. Прежний максимум января-июня 2008 года был превышен на 1.7%. Такой результат достигнут за счет легкового автомобилестроения, в то время как результаты полугодия в производстве грузовых автомобилей и автобусов намного скромнее. Причем производство автобусов во II квартале начало снижаться.

Производство легковых автомобилей по итогам полугодия достигло рекордного результата - 813.6 тыс. машин по версии Росстата и 814.9 тыс. по версии АСМ-Холдинга, с ростом по сравнению с январем-июнем прошлого года, соответственно, на 67.2% и 68.1%. Рост производства обеспечен увеличением внутреннего спроса за счет действия программы утилизации старых автомобилей, льготного кредитования и высоких импортных пошлин. Кроме того, наряду со стимулирующими мерами увеличение спроса со стороны населения происходило естественным путем за счет сокращения нормы сбережений, роста потребительской уверенности и роста доходов. За исключением Ростовской области, рост производства наблюдался во всех регионах, где осуществляется выпуск легковых автомобилей. Наивысший темп роста наблюдался в Санкт-Петербурге, где работает несколько сборочных предприятий. В том числе в конце прошлого года здесь начал работать новый завод Hyundai Также почти двукратный рост производства зафиксирован в Калининградской области.

Лидер отрасли по объему производства «АВТОВАЗ» по итогам I полугодия выпустил 294.584 тыс. автомобилей, что на 35.4% больше, чем годом ранее. Таким образом, рост производства отечественных марок автомобилей уступал по темпам роста производства иномарок российской сборки. Рост продаж легковых автомобилей в I полугодии происходил меньшими темпами, чем производство. Согласно данным Ассоциации Европейского бизнеса (АЕБ), продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV) в России выросли на 55.7% за 1полугодие 2011 года до 1.235 млн единиц. По данным АСМ-Холдинга, продажи легковых автомобилей (без LCV) в России в январе-июне выросли на 563% и составили 1.182 млн единиц. При этом в наибольшей степени росли продажи отечественных иномарок, тогда как продажи «АВТОВАЗа» росли медленнее рынка. По итогам полугодия «АВТОВАЗ» нарастил продажи новых автомобилей в России на 31.3%- до 291.4 машин. Компания Sollers за этот же период увеличила продажи автомобилей УАЗ на 34% до 27.65 тыс. шт., тогда как продажи автомобилей иностранных марок выросли у нее на 84% до 9.107 тыс. шт.

Отметим, что в отличие от производства, продажи легковых автомобилей на российском рынке не достигли результата докризисного января-июня 2008 года. По данным АСМ-Холдинга. три года назад продажи легковых автомобилей за полугодие составили 1.612 млн. т, то есть более чем на треть больше, чем в I полугодии текущего года. Это обусловлено слабыми показателями по импорту легковых автомобилей. Согласно данным МЭР, импорт легковых автомобилей в России растет второй год подряд, но по сравнению с январем-июнем 2008 года он был в январе-июне текущего года почти вдвое ниже, что в немалой степени связано с высокими импортными пошлинами (30%). При этом практически до нулевого уровня сократился импорт подержанных автомобилей. Как уже говорилось выше, основным стимулирующим фактором для роста продаж на внутреннем рынке стала утилизационная программа, которая начала действовать с 8 марта прошлого года. В текущем году программа была продлена, и последний сертификат был выдан к концу июня. Главным бенефициарам программы стал «АВТОВАЗ» - на него пришлось около 80% машин, проданных по программе.

При этом доля продаж по утилизационной программе в портфеле завода составила почти 50%. Правда, руководство завода утверждает, что из этого числа 25% продаж имели коммерческих характер. Из других стимуляторов рынка следует отметить льготное кредитование, которое было возобновлено в январе текущего года. По данным Миннромторга на 24 июня, с начала 2011 года выдано 104293 автокредита по субсидированным государством ставкам. По оценке агентства «Автостат», программа льготного автокредитования обеспечивает порядка 9.5% продаж на российском автомобильном рынке и занимает 30% от объемов автокредитования в целом. По оценке экспертов «РИА-Аналитика», в сумме обе программы обеспечили около 20% продаж в I полугодии текущего года. Впрочем, нельзя стопроцентно утверждать, что потребители, воспользовавшиеся этими программами, не стали бы совершать покупки, если бы эти программы в текущем году не работали.

Рост реального (не простимулированного) спроса также был довольно большим. Что подтверждается тем, что рост производства и продаж наблюдался почти у всех российских производителей - в том числе у тех, продукция которых не имела льготных преимуществ на рынке и не участвовала ни в каких программах. В списке десяти лучших по продажам моделей присутствуют три, которые не вошли в программу утилизации. При этом произошли изменения и в структуре продаж автомобилей «АВТОВАЗа». В отличие от прошлого года, самой популярной продаваемой моделью завода стала Kalina. Это свидетельствует о том, что предпочтения потребителей склоняются в сторону более дорогой продукции. В связи с этим можно надеяться, что прекращение действия утилизационной программы не приведет к шоковому сокращению рынка, которое некоторое время наблюдалось в Европе, когда там аналогичные программы были остановлены. Можно допустить, что «АВТОВАЗ» начнет сокращать продажи, и в июле завод уже зафиксировал первое послекризисное снижение реализации своих автомобилей. Однако спад продаж «АВТОВАЗа» будет компенсирован увеличением продаж других производителей.

Кроме того, программа льготного кредитования пока еще продолжает действовать, как и защитные импортные пошлины, которые также позволят избежать сокращения продаж. В связи с этим можно предположить, что замедление роста производства в автомобилестроении, начавшееся во II квартале, будет продолжаться и далее, но оно будет иметь плавный характер, и темпы роста стабилизируются к концу года на уровне 15-20% (в годовом сравнении месяц к месяцу). При этом объем производства по итогам годам может достигнуть 1.7 млн. единиц, что станет рекордным историческим показателем. В этом случае рост производства составит по сравнению с 2010 годом около 40%. Причем производство иностранных марок вырастет в гораздо большей степени. Отметим, что в июне было подписано соглашение о промышленной сборке легковых автомобилей по новым правилам, согласно которым автопроизводители обязываются создать новое производство мощностью не менее 300 тыс. автомобилей в год (в старых правилах эта цифра составляла 25 тыс.) либо модернизировать существующее- мощностью не менее 350тыс. автомобилей в год, а также создать производство двигателей или коробок передач (раньше такое требование отсутствовало).